Главная » Статьи » Мои статьи

"Метеостанция на участке детского сада" проект

«Метеостанция на участке детского сада – как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

 

Пояснительная записка

 

Дошкольники – прирожденные исследователи, и тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, принятие Министерством образования и науки РФ «Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДО) обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в ФГОС ДО, педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. Такая активная деятельность обеспечивает продуктивные формы мышления, при этом главным фактором выступает характер деятельности.

Во многих работах отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление детям возможности приобретать знания самостоятельно. В связи с этим и представляет особый интерес изучение детского экспериментирования и его активное внедрение в практику работы детского дошкольного учреждения. Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, умеющими решать возникающие проблемы и правильно ориентироваться в окружающей обстановке. Жажда впечатлений, желание детей самостоятельно исследовать мир вокруг заставляет педагогов искать новые методы организации детского экспериментирования.

В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.

Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования.

Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде, поэтому решено было разработать и реализовать информационно-исследовательский проект: «Метеостанция на участке детского сада – как эффективное средство экологического воспитания дошкольников».

Актуальность проекта:

Почему мы считаем, что такой способ взаимодействия с детьми, как наблюдение за погодой, актуален?

Во-первых, знакомый старшим дошкольникам процесс наблюдения за явлениями погоды можно сделать интересным, оборудовав на территории дошкольного учреждения метеорологическую станцию.

Во-вторых, занятия юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, помогут познакомить их с метеорологическими приборами и способами их применения на практике.

В-третьих, у детей в ходе организованной деятельности будут развиваться умения выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать, делиться полученной информацией.

В-четвертых, дети будут заниматься прогнозированием погоды.

Прогнозирование погоды — это деятельность познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения, выводы.

Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.

Практическая значимость заключается в том, что наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.

Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.

Метеостанция на территории ДОУ, сделанная своими руками — это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы, а также поможет педагогам разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Данный проект может быть использован и распространен среди педагогического сообщества специалистов системы дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста.

 

Содержание проекта

 

Гипотеза: Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, так как дети по природе своей – исследователи.

Включение ребенка в исследовательскую деятельность, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию его любознательности, внимания и логического мышления.

Развитие ребенка будет усиливаться, если педагогическая поддержка воспитывающих взрослых будет направлена на:

- Создание развивающей предметной среды, ориентирующей дошкольников на активную субъектную позицию;

- Обогащение воспитательно – образовательного процесса эмоциональным содержанием через организацию разнообразных видов творческой деятельности и общения;

- Воспитание у дошкольников гуманно - ценностного отношения к природе через понимание ценности природы.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно пространственная среда ДОУ (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать:

- познавательному развитию ребенка;

-эколого-эстетическому развитию;

- оздоровлению ребенка;

- формированию нравственных качеств;

- формированию экологически грамотного поведения

Мы поставили перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.

Проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов.

Цель проекта: создание предметно - развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде и ее значении в жизни человека.

Задачи:

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

-познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами и др.;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

- формировать представления о четырех частях света;

- познакомить детей с назначением метеорологической станции, с метеобудкой и его содержимым;

- привлечение родителей к изготовлению метеоприборов для наблюдения за погодой.

Формы организации детей:

- целевые прогулки: в парк, улицы станицы;

- организованная образовательная деятельность в центре «Науки и природы»

- организованная образовательная деятельность, практическая деятельность на метеостанции ДОУ.

Разнообразны и методы работы, но ведущими стали:

- систематические наблюдения в живой и неживой природе;

- проверка в практической деятельности народных примет;

- чтение природоведческой литературы;

- моделирование;

- экспериментирование;

- труд в центре «Науки и природы» и на метеостанции ДОУ;

Вид проекта: информационно – исследовательский.

Возраст детей, на которых рассчитан проект: старший дошкольный возраст.

Продолжительность проекта: май 2018 года - декабрь 2018 года
Этапы проекта:

Подготовительный: обозначение цели проекта; постановка задачи данного проекта; определение сроков проведения проекта; составление плана работы над проектом.

Основной: изготовление приборов – помощников; работа на метеостанции, с картой погоды и с дневником наблюдений;

Заключительный: подготовка отчета с презентацией.

Ожидаемые результаты:

- развить умение работать с приборами, составлять прогноз погоды;

- иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении и силы ветра, о частях света;

- знать приметы, пословицы, поговорки о погоде;

- формирование у детей гуманно – ценностного отношения к природе: увлечение познанием природы, открытием ее законов, пониманием языка природы, внимательное отношение к изменениям в животном и растительном мире;

- творческое развитие детей: расширение кругозора, формирование умений описывать природу, изображать её в разнообразных техниках.

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: berezka (08.10.2018)
Просмотров: 633 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

основное меню

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0