Главная » Статьи » Мои статьи |
Существующие тенденции и нормативные изменения, происходящие сегодня в дошкольном образовании, требуют от педагога новых форм организации педагогического процесса в детском саду. Особенно актуальным становится поиск форм совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей. В совместной деятельности с взрослым ребенок способен к выполнению тех действий, которые самостоятельно он выполнить еще не может. Они образуют зону ближайшего развития ребенка, становясь его индивидуальным достоянием на следующем этапе развития, благодаря процессу интериоризации. Доля участия ребенка в его совместной деятельности с взрослым закономерно растет с возрастом малыша. В конечном итоге (по достижении взрослости) в его индивидуальной активности может полностью воспроизводиться содержание целостной совместной деятельности. Таким образом, процесс интериоризации относится не только к отдельным действиям и психическим функциям, но и к деятельности ребенка в целом. Выбор форм совместной деятельности, обусловленный, в первую очередь, психологическими особенностями дошкольного возраста, ведущим видом деятельности, будет зависеть от интересов и предпочтений воспитанников детского сада, от профессиональной компетентности воспитателей и специалистов дошкольного образования, от заинтересованности и включенности родителей в совместную деятельность. Одной из привлекательных и результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно рассматривать как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Иными словами, проектная деятельность (как вид культурной практики) - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым формировать практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность охватывает разные стороны развития личности дошкольников, начиная с младшего возраста. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Интеграция – один из ведущих принципов реализации содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка. Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись:
Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1932 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике. В настоящее время в России постепенно возрождается метод проектов. Его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е.С.Полат). В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проекта в образовательном процессе ДОУ. Подходы к определению понятия «проект»: Проект (от лат. Брошенный вперед):
Проект – спрогнозированный комплекс действий по решению значимой для обучающегося проблемы. Проект завершается созданием проектного продукта. Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого объекта, состояния. Проектировать – составлять проект, делать предположения, намечать план. Проектное обучение комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность детей (научить проектированию). Метод проектов (в обучении детей) – это способ достижения дидактической (обучающей) цели через детальную разработку проблемы (технологии), завершенный вполне реальным, осязаемым практическим результатом, который должен иметь соответствующее оформление. Целью проектной деятельности становится поиск способа решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Проектная деятельность – это разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности. Проектная деятельность основана, с одной стороны, на взаимодействии с взрослыми, а с другой, не менее важной, - на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственные пробы, поиск, выбор, манипулирование предметами и действиями, конструирование, фантазирование, наблюдение-изучение-исследование). Проектная деятельность – это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно с взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать», - писал Песталоцци. В проектной деятельности ребенок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответственен за опыт своей деятельности, свои поступки. Суть проектной деятельности – активизировать и поддерживать интерес детей к обозначенным в данной деятельности разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности лежит:
Проектная деятельность стимулирует надситуативную активность, что означает стремление ребенка к постоянному углублению в проблему. Проектную деятельность или метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; нежесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Проектная деятельность включает в себя: задание для детей, сформулированное в виде проблемы; целенаправленную детскую деятельность; формы организации взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом; результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта. Применение педагогами метода проектов позволяет:
- работать в коллективе, ощущая себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела; - решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участником деятельности (обучать партнеров, делиться собственным опытом); - обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого, не воспринимать чужие успехи как свое поражение.
Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов. ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»: 1. Проблема. 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации. 4. Продукт работы. 5. Презентация. 6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы. Введены названия уровней осуществления проектной деятельности дошкольников, исходя из особенностей их психического развития:
- не могут самостоятельно выбрать проблему и пути ее решения из-за отсутствия жизненного опыта, недостаточного уровня развития интеллектуально-творческих способностей; - активная роль принадлежит взрослому, который помогает определить проблему, «заказываемую» (явно или неявно для себя) детьми, основываясь на своих наблюдениях за потребностями и интересами воспитанников; - осуществление проекта происходит на подражательно-исполнительском уровне через выполнение детьми заданий, предложенным взрослым.
- могут не только принять проблему, но и самостоятельно ее выделить, уточнить цель, т.к. к этому возрасту дети уже накапливают определенный социальный опыт; - способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности; - активность взрослого несколько снижается: он не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей; - роль взрослого на этом этапе: суметь увлечься (искренне, с полной отдачей) тем, чем в данный момент занят ребенок; принять интересы, желания, цели деятельности ребенка и углубить их за счет включения собственных целей и задач.
- способны к творческому проектированию, которое обусловлено высоким уровнем познавательного и личностного развития детей; - роль взрослого на этом этапе: развитие и поддержка творческой активности детей; создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели, содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом, организовать непосредственную работу. Таким образом, проектная деятельность дошкольников – это форма учебной деятельности, основанная на свободе его участников в выражении субъективного мнения, а также в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы. На основании анализа соответствующей литературы можно представить следующую классификацию проектов:
Продукты проектной (детской деятельности) – это реальное средство разрешения поставленной проблемы.
Метод проектов включает в себя несколько этапов и только при их соблюдении можно говорить о том, что реализуется проектная деятельность в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.
Самое сложное в проектной деятельности для воспитателя – это обозначить и сформулировать проблему таким образом, чтобы дети захотели ее решить, чтобы у них возник интерес к исследовательскому и творческому поиску. Продукт проектной деятельности дети предложат сами, как только произойдет погружение в проблемную ситуацию. Для воспитателя главное – поддержать активность детей, помочь ей развернуться и развиться самостоятельно. Организация проектной деятельности детей позволяет осуществлять воспитателю интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд. Проектная деятельность сочетается с игрой, что также принципиально для осуществления педагогической работы с дошкольниками, и является коллективным продуктом и творчеством для каждого ребенка.
| |||||||||||||||||||
Просмотров: 3362 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |