Главная » Статьи » Мои статьи |
Консультация для родителей «Осторожно! Мультики!»
Дошкольный период – самое лучшее время, чтобы работать над речью и воображением ребенка, а также общаться и двигаться, открывая вместе с ним мир. И если в это «золотое время» малыш будет часто и подолгу смотреть мультфильмы, это может привести к пробелам и сбоям в развитии. Кроме того, ребенок может стать агрессивным, неуравновешенным и зависимым от «экрана». Поэтому чем позже он начнет проводить время у телевизора, тем лучше. Наши дети живут в совершенно иной реальности, в отличие от той, в которой росли мы. На настоящий момент человечество вступило в фазу, когда мир меняется прямо на глазах, и что было актуально еще десять или даже пять лет назад, сегодня уже не имеет смысла. Совершенно оправдано то, что мы беспокоимся о наших детях, пытаясь во все более нарастающем потоке информации отобрать наиболее безопасную. Поскольку мультики занимают большую часть внимания ребенка, то влияние мультфильмов на сознание и психику детей – это тема, которая волнует любого родителя. То, что с помощью мультфильмов можно обучать, воспитывать и развивать ребенка, знают многие. Но не все мультики полезны, а некоторые — даже опасны для психики детей. По каким же признакам определить опасные мультфильмы для ребенка? Признаки опасных мультфильмов:
Старые и современные мультфильмы. Все чувствуют, что есть большая разница между нашими старыми мультфильмами и "западными" По мнению детских психологов за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира. В выборе мультфильма надо быть в десять раз осторожнее, чем в выборе книги, потому что зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Если говорить о "советских" мультфильмах, то они хороши тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Зло в этой картине не вечно, оно паразитирует на добре, а вечно - добро. И в эту добрую картину мира вкрапливается какой-то маленький клочок зла в виде отрицательного персонажа. Этот отрицательный персонаж, как правило, тоже легко перевоспитывается. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в "советских" мультфильмах злой персонаж подается в юмористической форме, что уравновешивает его "злодейскую" сущность. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка. Поэтому мультфильмы эти полезны детям они дают правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. О "западных" же мультфильмах нельзя сказать, что все они для ребенка полезны. Формально в них все то же: есть положительные и отрицательные герои, положительные побеждают. Ну, а что же не так? Прежде всего, в этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только жалкие крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя-черепашек стараются со злом сразиться. Причем зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. У нас разве что Змею Горынычу отсекали головы. Такого, чтобы в мультфильмах кровь лилась рекой, не было никогда. А вообще, детей не надо перекармливать никакими мультфильмами. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания (лишить ребенка мультфильма, если он плохо себя ведет). Психологи утверждают, что современные герои мультфильмов и фильмов вредят детской психике. При внимательном рассмотрении супергероев, которых любят современные дети, оказалось, что они являются плохим примером для подражания даже в мелочах. Психологами были опрошены около 700 детей в возрасте от 4 до 14 лет, а также продавцы в детских отделах с игрушками и книгами. Целью опроса было выяснить, каких персонажей мультфильмов и кино предпочитает современное поколение. Оказалось, что наибольшей популярностью у современных детей пользуются герои, обладающие минимумом навыков (в основном связанных с боевыми умениями) и поведенческих реакций. Герои, которые решают проблемы исключительно с помощью своих суперспособностей, и не обладают такими человеческими качествами, как доброта, альтруизм, умение выходить из сложных ситуаций с помощью неординарных несиловых методов, дают подрастающему поколению неверные ориентиры. Героини современных сказок для девочек также показывают неверный пример поведения: они инфантильны, капризны, часто излишне сексуализированы, что является совершенно недопустимым для заявленной авторами мультфильмов возрастной категории маленьких зрительниц Дети перестали различать добро и зло, считают современные психологи. Дело в том, что в сегодняшних мультфильмах и сказках эти понятия очень размыты и ребенку сложно охарактеризовать действия главных героев. Подчас герои современных произведений даже внешне не отличаются друг от друга -они могут быть одинаковыми роботами или злобными монстрами. В подобных сказках и мультфильмах они могут быть то добрыми, то злыми. По сюжету они не борются со злом, что всегда присутствовало в сказках ранее, а скорее просто противостоят друг другу. Победителем часто выходит сильнейший, а не добрый, справедливый, хороший. Во многих сказках добро перестало побеждать зло, как это всегда было в сказках ранее. «То, что несет в себе сюжет, очень важно для правильного психологического развития ребенка. Действия и слова героев, человеческие качества – всё это откладывается в детском подсознании и создает определенные установки, из которых впоследствии рождаются жизненные ценности, идеалы и цели. Но это вовсе не означает, что все современные сказки и мультфильмы таковыми являются. Родителям стоит прежде самим ознакомиться с фильмом, а затем устраивать показ для ребенка. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе. С какого возраста можно смотреть мультфильмы? Оптимальный возраст, в котором ребенку можно начинать посматривать мультфильмы, а также пользоваться изредка различными электронными устройствами – 3-4 года. До этого времени у малышей еще не до конца развито восприятие, поэтому ему сложно воспринимать объект на экране как реально существующий или неодушевленный. Важнее дать ребенку сначала познакомиться с как можно большим количеством окружающих вещей и предметов, потрогать их, понять, какие они, узнать их форму, текстуру и запахи. Некоторые родители знакомят малыша с мультиками задолго до разрешенного возраста, чтобы накормить капризулю или заняться домашними делами. В таком случае постарайтесь хотя бы, чтобы ребенок не засиживался перед ними больше 15 минут. Если вы пока не готовы исключить телевизор из жизни семьи, а ребенка не оторвать от любимых мультиков, ваша задача – подобрать полезные и соответствующие возрасту, а также дозировать просмотры. Первые мультфильмы – это короткая ознакомительная или развлекательная информация с простым сюжетом: сказки, рассказы о животных и растениях. Действия героев в таких произведениях повторяются и вызывают только положительные эмоции. Ребенок 4-5 лет начинает понимать истории об отношениях между героями (дружба, вражда). Чувства персонажей приобретают разные оттенки: они могут быть уже не только положительными. Также появляются конфликтные ситуации, но обязательно со способами их разрешения. В мультфильмах для детей 5-7 лет возникает метафоричность – скрытый подтекст, выводы из которого дошколенок уже делает сам. Анимационные герои проявляют целую гамму эмоций и пытаются разобраться в них. При этом родители должны четко определить, сколько мультфильмов в день можно посмотреть, и придерживаться заданного правила. Ребенок не должен проводить перед телевизором больше 30-40 минут в день. Чтобы малыш лучше спал, перед сном телевизор лучше совсем не включать. Даже если вы выберете для ребенка самый лучший мультфильм или суперинтересную программу, не стоит оставлять его в виртуальном мире одного, лишая общения с вами. «Нужно не запрещать, а обсуждать подходящий сюжет вместе с малышом. Только взрослый сможет объяснить ему, что в жизни все бывает совсем не так, как на экране, почему герой поступил именно так и насколько это хорошо. Таким образом, мультфильмы станут еще одним методом воспитания. Не забывайте спрашивать мнение ребенка и задавать ему вопросы (а как бы ты поступил?), чтобы он учился выражать свои мысли и чувства, а также отличать правду от вымысла. Когда маленький зритель следит за картинкой на экране и полностью на нем сосредоточен, он погружается в виртуальный мир и выключается из реальности. А в обычном мире движения происходят вокруг нас. Поэтому важно, чтобы снаружи малыша ждала яркая, насыщенная и интересная жизнь, которая увлечет ребенка больше, чем вымышленная». Задача современного родителя – во внимании к своему ребенку и в стратегии разумного отбора. Не мультики воспитывают детей, а родители. Что бы ни видел ребенок на экране, он также видит, что происходит у него в семье: как общаются между собой родители, как они к нему относятся, чему его учат. От слишком большого влияния мультфильмов можно уберечь путем ограничения времени просмотра. Единого мнения и однозначных советов здесь все-таки быть не может. Хороший родитель – это тот, кто знает, что смотрит его ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором. Хороший родитель – этот тот, с кем ребенок пойдет общаться и играть, оторвавшись без труда от самого любимого и интересного мультика. Наконец, хороший родитель – это тот, кто по-настоящему любит своего ребенка и уделяет ему достаточно времени, чтобы не беспокоиться, что кто-то или что-то будет влиять на ребенка больше, чем он. | |
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |