Главная » Статьи » Мои статьи |
план - программа "Здоровый ребенок" (опыт работы)
Пояснительная записка
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений нашего государства.
Сохранение и укрепление здоровья детей является одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ.
План - программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ:
-анализ управленческой системы (кадровый состав, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала);
-научно – методическое обеспечение (программы, методические рекомендации);
-материально – техническое обеспечение (помещение, оборудование);
-финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации программы); -комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в %, днях на одного ребенка);
-анализ результатов физической подготовленности детей;
-характеристика физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ (непосредственно образовательная деятельность, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Разрабатывая план - программу «Здоровый ребёнок», мы стремились к тому, чтобы разработанная нами система физического воспитания, включая инновационные формы и методы, органически входила в жизнь детского сада, не заорганизовывала бы детей, сотрудников, родителей, решала вопросы психологического благополучия, нравственного воспитания, имела связь с другими видами деятельности, и, самое главное, нравилась бы детям. Развитие детей обеспечивалось бы за счёт создания развивающей среды и реализации определённых педагогических технологий.
План - программа «Здоровый ребёнок», разработанная педагогическим коллективом нашего дошкольного учреждения - это комплексная система воспитания ребёнка – дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
План - программа «Здоровый ребёнок» предполагает возможность самостоятельного отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Цель план - программы:
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у воспитанников, педагогов, родителей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Задачи план - программы «Здоровый ребёнок»:
1. Охранять и укреплять здоровье детей, совершенствовать их физическое развитие. 2. Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
3. Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
4. Развивать основные физические способности (силу, быстроту, ловкость, выносливость) и умение рационально использовать их в различных условиях.
5. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретённых в непосредственно образовательной деятельности и мотивациях физических упражнений.
6. Создать оптимальный режим дня, комфортное самочувствие, нервно – психическое и физическое развитие.
7. Обеспечить диагностику состояния здоровья и развития детей с учётом современных подходов.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об Образовании».
2. Конвенция ООН «О правах ребёнка».
3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. №666.
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.5.2409-08».
5. Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы «Организация детского питания. СанПин 2.3.2. 1940-05».
6. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000 г.
7. Устав ДОУ. Объекты программы: - дети ДОУ; - педагогический коллектив; - родители детей, посещающих ДОУ.
Основные принципы программы:
1.Принцип научности — подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2.Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3.Принцип комплексности и интерактивности — решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности. 4.Принцип социальной компенсации – обеспечение социальной и правовой защиты детей.
Основные направления программы:
- воспитательно – оздоровительное;
- коррекционно – педагогическое.
Программа реализуется через следующие разделы:
- укрепление материально – технической базы ДОУ;
- работа с детьми;
- работа с педагогами;
- работа с родителями.
Укрепление материально – технической базы:
-музыкальный зал, в котором для проведения непосредственно образовательной деятельности имеется: пианино, музыкальный центр, телевизор, видеомагнитофон, необходимые музыкальные инструменты, дидактические игры;
-физкультурный зал со всем необходимым спортивным оборудованием: несколько гимнастических скамеек, спортивный мат, гимнастическая стенка, наклонные доски, ребристые доски, лестница для перешагивания и развития равновесия, массажные коврики для профилактики плоскостопия, нестандартное оборудование, мячи, обручи, мешочки с песком, кегли и другое. Всё это позволяет включить в работу большую группу детей, что обеспечивает высокую моторную плотность НОД;
-на территории детского сада имеются игровые площадки для увеличения двигательной активности детей на прогулке;
-имеются разные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками и другими атрибутами; для развития основных видов движения, картотека физкультминуток и пальчиковых игр.
-в каждой возрастной группе имеются уголки движения (спортивные уголки), где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;
-работают узкие специалисты: учитель – логопед, инструктор по физической культуре;
-кабинет учителя - логопеда (логопункт) для индивидуальной коррекционной работы.
Работа с детьми.
Осуществляется воспитателями, помощниками воспитателей, медицинским работником, инструктором по физическому воспитанию, логопедом, музыкальным руководителем.
Она включает в себя 9 разделов:
1. Диагностика.
-медицинский работник, выявляет часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями;
-воспитатели группы диагностируют умения, навыки детей, наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни;
-учитель – логопед обследует звукопроизношение ребёнка, состояние его фонематического слуха, слоговую структуру слова, связную речь;
-инструктор по физкультуре осуществляет контроль за развитием крупномоторных и мелкомоторных навыков, уровнем двигательной активности, организует мониторинг по физической подготовке;
-музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Итогом обследования является проведение медико – педагогического совещания, на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, намечается дальнейший план индивидуальной работы. Совещание собирается 2 раза в год.
2. Полноценное питание.
Принципы организации питания:
-выполнение режима питания;
-гигиена приёма пищи;
-ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;
-эстетика организации питания (сервировка); -индивидуальный подход к детям во время питания;
-правильность расстановки мебели.
3. Система эффективного закаливания.
Основные факторы закаливания:
-закаливающее воздействие органично вписывается в каждый элемент режима дня; -закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
-закаливание проводится на фоне различной двигательной активности детей на физкультурных занятиях, других режимных моментах;
-закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма детей;
-постепенно расширяются зоны воздействия, и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В детском саду проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий:
-соблюдение температурного режима в течение дня;
-правильная организация прогулки и её длительности;
-облегченная одежда для детей в детском саду;
-сон без маек (теплое время года);
-дыхательная гимнастика после сна; -мытьё прохладной водой рук по локоть;
-комплекс контрастных закаливающих процедур по «дорожке здоровья» (игровые дорожки);
Методы оздоровления:
-ходьба по сырому песку (летом);
-контрастное обливание ног (летом);
-дозированный оздоровительный бег на воздухе (в течение года), в том числе по дорожкам препятствий;
-хождение босиком по игровой площадке (летом);
-релаксационные упражнения с использованием музыкального фона (музыкотерапия); -использование элементов психогимнастики в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. 4. Организация рациональной двигательной активности.
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма ребёнка, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Основные принципы организации физического воспитания в детском саду:
-физическая нагрузка адекватна возрасту, уровню его физического развития;
-сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
-обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики;
-медицинский контроль за состоянием здоровья детей;
-включение в гимнастику и занятия элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации физического воспитания:
-непосредственно – образовательная деятельность по физической культуре в зале и на участке с элементами психогимнастики;
-туризм (прогулки – походы);
-дозированная ходьба;
-оздоровительный бег;
-физкультминутки;
-физкультурные досуги, праздники, «Дни здоровья»;
-утренняя гимнастика;
-индивидуальная работа с детьми;
Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре разнообразна по форме и содержанию в зависимости от задач:
-традиционные;
-игровые: в форме подвижных игр малой, средней и большой интенсивности;
-сюжетно – игровые, дающие более эмоциональные впечатления, например, «Прогулка в лес», «Магазин игрушек» и др.;
-тематические «Осень в гости к нам пришла»;
-НОД – тренировки: закрепление знакомых детям упражнений, элементов спортивных игр;
-НОД– зачёты для проведения диагностики по основным видам движения и развития и физических качеств (2 раза в год);
-НОД, основная часть которых носит ярко выраженный нетрадиционный характер (ритмика);
-музыкальные путешествия – тесная интеграция музыки и движений.
Дети изображают животных, птиц, подражают их голосам, повадкам.
Важным условием является проведение всей НОД в музыкальном сопровождении.
5. Создание условий организации оздоровительных режимов для детей.
-стереотипно повторяющиеся режимные моменты: время приёма пищи (трёхразовое), укладывание на дневной сон; общая длительность пребывания ребёнка на свежем воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений;
-организация режима дня детей в соответствии с сезонными особенностями;
-санитарно – просветительская работа с сотрудниками и родителями.
6. Создание представлений о здоровом образе жизни.
Основная идея: здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребёнка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется по следующим направлениям:
1. Привитие стойких культурно – гигиенических навыков.
2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи.
3. Формирование элементарных представлений об окружающей среде.
4. Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
5. Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов.
6. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
7. Выработка у ребёнка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения.
8. Обучение детей правилам дорожного движения, поведению на улицах и дорогах. 9. Вести систематическую работу по ОБЖ, выработке знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях.
7. Коррекционно - педагогическая работа с детьми.
Цель: Устранение речевого дефекта у детей, а также предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Организация и проведение логопедической работы осуществляется логопедом детского сада в несколько этапов:
1. Комплексное обследование речи детей.
2. Формирование в индивидуальные подгруппы.
3. Составление перспективных планов индивидуальной и фронтальной работы. Основной этап, связанный с реализацией планов НОД (индивидуальный и фронтальный).
4. Обеспечение промежуточного и игрового контроля.
5. Анализ результатов коррекционного обучения, составление сводных характеристик на детей.
Помимо непосредственной работы с детьми учитель - логопед участвует в проведении круглых столов (совещаний), ведёт консультативную коррекционно – педагогическую работу с родителями.
8. Профилактическая работа.
Осуществляет медицинская сестра, инструктор по физической культуре, воспитатели.
В неё входят:
1. Витаминотерапия: аскорбиновая кислота, витаминизированные напитки.
2. Применение оксолиновой мази.
3. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре босиком. 4. Подвижные игры и физические упражнения на улице.
5. Утренняя зарядка на улице с обязательным бегом (старший дошкольный возраст) на выносливость и дыхательными упражнениями.
6. Дыхательная гимнастика после сна.
7. Спортивные игры и соревнования.
8. Пальчиковые упражнения для укрепления здоровья.
9. Элементы психогимнастики.
9. Летне-оздоровительные мероприятия.
Формы организации оздоровительной работы:
-закаливание организма средствами природных факторов: солнце, воздух, вода, сон в трусиках, ходьба босиком;
-непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в природных условиях (в парке, на участке);
-туризм;
-физкультурные досуги и развлечения: утренняя гимнастика на воздухе; -витаминизация: соки, фрукты.
Работа с педагогами.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению здоровья детей, построенная на следующих принципах:
-внимание воспитателей на то, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль;
-просветительная работа по направлениям план - программы «Здоровый ребёнок»; -консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья.
Организационные методические мероприятия:
1.Знакомство и внедрение в практику работы ДОУ новых программ, технологий в области физического воспитания детей дошкольного возраста.
2.Разработка систем физического воспитания, основанных на личностно - ориентированном подходе.
3.Внедрение новых технологических методов коррекции в упражнениях для детей с различными видами нарушений в физическом развитии.
4.Внедрение современных методов мониторинга здоровья. Разработка критериев комплексной оценки состояния здоровья.
5.Мониторинг состояния здоровья детей всех возрастных групп.
6.Создание информационной базы (здоровья детей).
7.Пропаганда здорового образа жизни.
8.Обучение дошкольников здоровому образу жизни, проведение бесед, непосредственно образовательной деятельности по валеологии, привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье.
Методические рекомендации по оздоровлению:
-мероприятия по формированию у дошкольников здорового образа жизни;
-максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду в непосредственно образовательной деятельности по физической культуре, в перерывах между непосредственно образовательной деятельностью, использование физкультурных минуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики в развивающей непосредственно образовательной деятельности;
-необходимо широкое использование игровых приёмов, ситуаций для детей, обеспечение условий для самостоятельной деятельности, в которой дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию;
-привитие дошкольникам чувства ответственности за своё здоровье;
-обучение дошкольников здоровому образу жизни;
-беседы, непосредственно образовательная деятельность по валеологии.
Работа с родителями.
Одним из основных направлений по формированию физически здорового ребёнка является работа с родителями. Если мы хотим вырастить нравственно и физически здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром» - семья, детский сад, общественность.
Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями:
1.Повышение педагогической культуры родителей.
2.Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
3.Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
4.Установка на совместную работу с целью решения всех педагогических проблем развития ребёнка.
5.Вооружение родителей основами педагогических знаний через консультации, семинары.
6.Валеологическое просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
7.Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
Рекомендуется использовать следующие формы работы с родителями: 1.Проведение родительских собраний, семинаров – практикумов, консультаций. 2.Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
3.Дни открытых дверей.
4.Экскурсии по детскому саду для вновь прибывших детей.
5.Показ непосредственно образовательной деятельности для родителей (как уже посещавших дошкольное учреждение, так и вновь прибывших).
6.Совместная непосредственно образовательная деятельность для детей и родителей.
7.Круглые столы с привлечением специалистов детского сада (учителя - логопеда, инструктора по физической культуре, медицинской сестры).
8.Семейные спортивные праздники.
Методы, используемые педагогами в работе:
1. Анкета для родителей.
2. Беседы с родителями.
3. Беседы с ребёнком.
С целью улучшения профилактической работы рекомендуется провести с родителями цикл бесед, лекций на ряд тем, в том числе:
1.Организация оптимальной двигательной активности детей.
2.Профилактика ОРЗ в домашних условиях.
3.Закаливание детей в домашних условиях.
4.О здоровье всерьез.
5.Здоровый образ жизни.
6.Бронхит. Профилактика.
7.Профилактика гриппа.
8.Основание основ гигиенической культуре.
9.Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка.
10.Много движения, много радости.
11.Овощи, фрукты, ягоды, зелень.
12.Особенности питания детей в летний период.
13.Будьте здоровы! Надо знать, как помощь оказать.
14.Плоскостопие и его профилактика.
15.Двигательная активность и здоровье.
16.Дыхательные упражнения.
17.Профилактика нарушения осанки.
Ожидаемые результаты реализации программы.
1.Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребёнка. 2.Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном возрасте заболеваний.
3.Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
4.Обеспечение условий для практической реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию.
5.Повышение интереса работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
6.Повышение квалификации работников дошкольных учреждений. 7.Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.
Кадровое обеспечение план - программы «Здоровый ребёнок»
Заведующая ДОУ:
-общее руководство по внедрению план - программы «Здоровый ребёнок»;
-ежемесячный анализ реализации программы;
-контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.
Старший воспитатель:
-нормативно – правовое, программно – методическое обеспечение реализации программы «Здоровый ребёнок»;
-проведение мониторинга (совместно с педагогическим персоналом);
-контроль за реализацией план - программы «Здоровый ребёнок».
Старшая медицинская сестра:
-обследование детей и выявление патологии; утверждение списков часто и длительно болеющих детей;
-определение оценки показателей физического развития, критериев здоровья;
-составление индивидуального плана;
-гигиеническое воспитание и обучение детей и родителей. Инструктор по физкультуре:
-определение показателей двигательной подготовленности детей;
-коррекция отклонений в физическом развитии;
-дыхательная гимнастика, физкультурные занятия;
-закаливание (физкультурные занятия на воздухе, при открытых окнах, утренняя гимнастика в сочетании с воздушными ваннами).
Воспитатели:
- внедрение здоровьесберегающих технологий;
- пропаганда ЗОЖ;
- закаливающие мероприятия;
- пропаганда методов оздоровления в коллективе детей;
- дыхательная гимнастика.
Учитель - логопед:
- устранение речевого дефекта у детей;
- предупреждение возможных трудностей в процессе школьного обучения (подготовка к обучению грамоте, профилактике дисграфии, совершенствование познавательных процессов и обеспечение личностной готовности к обучению в школе).
Заместитель заведующей по административно – хозяйственной части:
- обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ;
- создание материально – технических условий;
- контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно - гигиенических условий при реализации план - программы «Здоровый ребёнок».
Повар: - контроль за соблюдением технологии приготовления блюд рационального питания;
Помощник воспитателя:
- соблюдение санитарно – охранительного режима;
- помощь педагогам в организации физкультурно – оздоровительных мероприятий.
| |
Просмотров: 8269 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |