Главная » Статьи » Мои статьи

Родительское собрание
Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников
Практикум для родителей
 
Уважаемые родители!
    Вас, родителей, и нас, педагогов, волнуют вопросы: как обе­спечить полноценное развитие на­ших детей? Как подготовить их к школе?     Сегодня мы собрались, чтобы по­говорить с вами об одном из аспек­тов этой проблемы — о развитии мел­кой моторики и координации движе­ний пальцев рук. Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости разви­тия мелкой моторики, кто-то имеет бо­лее углубленные знания по этой теме. Наша задача — донести до каждого из вас важность развития руки ребенка.
 Вопросы к родителям
• Занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой?
• Как?
• Как вы играете с пальчиками ва­ших детей?
• Для чего вы это делаете?
    Движение пальцев и кистей рук име­ют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится око­ло 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутрен­них органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — пече­ни, средний — кишечника, указатель­ный — желудка, большой — головы.
    Обычно ребенок, имеющий высо­кий уровень развития мелкой мотори­ки, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Вы можете дома само­стоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения «ладонь — кулак — ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных наруше­ниях. Обнаружив отставания у ребен­ка, не огорчайтесь, но и не оставляй­те все как есть, надеясь, что со вре­менем ваш ребенок догонит сверстни­ков. Это ошибочная позиция. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, игра­ми и упражнениями для развития руки. Слабую руку дошкольника мож­но и необходимо развивать.
    О значении и содержании пальчи­ковой гимнастики имеется очень мно­го разнообразной литературы. Вы мо­жете изучить ее на нашей выставке. Данную литературу можно приобрести в магазине и использовать в работе с вашими детьми дома, по дороге в детский сад и обратно.
    Попросите ваших детей показать вам пальчиковые игры, и они сделают это. А сейчас предлагаю вам поиграть в пальчиковую игру «Капуста»:
Что за скрип?
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что за хруст?
Ладони пальцами вверх, переплетаем пальцы.
Это что еще за куст?
Ладони с растопыренными пальцами перед собой.
— Как же быть без хруста...
Пальцы вверх, переплетаем.
Если я капуста?
Пальцы полусогнуты, изобража­ют кочан.
Мы капусту рубим, рубим...
Ребро ладони.
Мы морковку трем, трем...
Кулачками трем друг о друга.
Мы капусту солим, солим...
Щепотками.
Мы капусту жмем, жмем.
Сжимаем и разжимаем кулачки.
Что дает пальчиковая гимнасти­ка детям?
• Способствует овладению навыка­ми мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, па­мять, воображение.
• Снимает тревожность.
    Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, упражнения, паль­чиковые разминки необходимо про­водить ежедневно, в детском саду и дома, во дворе, во время выездов на природу. Во время занятий учитывай­те индивидуальные особенности ва­шего ребенка, его возраст, настрое­ние, желания и возможности. То, что кажется простым для нас, взрослых, очень сложно и трудно выполнить де­тям. Первые неудачи могут вызвать ра­зочарование и даже раздражение. Нуж­но заботиться о том, чтобы деятель­ность ребенка была успешной, — это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы — самый родной и близкий человек для вашего ребенка, и чувство эмоциональной защищенно­сти не должно покидать вашего малы­ша ни на миг.
    Развитию кисти и пальцев рук по­могает не только пальчиковая гимна­стика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами. Об этом мы не только расскажем вам, но и предлагаем поиграть. У вас на сто­лах лежат разнообразные предметы, которые помогут вам наглядно увидеть, как и при помощи чего можно и нуж­но развивать руки детей.
1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа. Попробуйте вы­ложить из них любой рисунок — сол­нышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов — серьезное занятие. Оно требует от детей усидчи­вости и терпения, развивает навык вы­полнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное — разви­вает пальцы рук. Взрослым необходи­мо контролировать все занятия с ис­пользованием мелких предметов, обя­зательно находиться рядом.
2. Дети очень любят играть с бу­магой и ножницами, учатся вырезать по контуру и по линиям сгиба. Рабо­та с бумагой отлично развивает мел­кую моторику. Развитию сложных дви­жений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полосок и скла­дывание разнообразных фигурок — оригами.
    Педагог предлагает родителям сплести коврик или сложить вместе с ним фигурку собачки (оригами).
 
3.Упражнения с шестигранными ка­рандашами, крупой, бусинками, ореш­ками оказывают прекрасное тонизиру­ющее и оздоравливающее действие:
• можно сортировать крупу, угады­вать ее с закрытыми глазами;
• катать крупу между большим и указательным пальцами;
• придавливать крупинки поочеред­но всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращатель­ные движения;
• покатать между двух ладоней ше­стигранный карандаш:
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
 
4.Попробуйте изготовить простей­шую поделку из природного материа­ла: палочек, веточек, шишек, початков, скорлупы орехов и т.д.
 
5. Рисование — занятие любимое всеми детьми и очень полезное. Чем чаще ребенок держит в руках каран­даш или кисть, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Важно следить за тем, чтобы ребенок правильно держал карандаш (показать часто встречающиеся ошибки). Пред­лагайте детям разнообразные задания: штриховать фигуры прямыми и волни­стыми линиями, обводить по контуру, срисовывать по образцу, продолжить задуманный узор, дорисовать вторую половинку изображения и т.д. В на­стоящее время продается много раз­нообразных раскрасок с интересными заданиями. Очень хорошо, если роди­тели не просто покупают своим детям раскраски, а выполняют задания вме­сте с ними, учат правильно подбирать цвет, аккуратно закрашивать.
Педагог предлагает родителям за­дания «Закончи узор» и «Заштрихуй».
 
6.Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, прекрасно массажируют и развивают кисти рук (предлагает ро­дителям попробовать).
 
7.Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пласт­массовыми палочками, спичками (обя­зательно обрезать серные головки!), соломинками.
Педагог предлагает родителям сло­жить из спичек мороженое. Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников для Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке — пирожное,
Ну а мне — мороженое.
 
8.Можно также использовать ме­таллические и пластмассовые конструк­торы, цветные клубочки ниток для пе­рематывания, веревочки разной тол­щины для завязывания и развязыва­ния узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требу­ет обязательного присутствия взрослых.
 
Памятка
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
 
- Различные виды мозаик.
-Разнообразные конструкторы (же­лезные, деревянные, пластмассовые).
- Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью.
- Цветные клубочки ниток для пе­рематывания.
- Набор веревочек различной тол­щины для завязывания и развязыва­ния узлов.
- Набор мелких игрушек для раз­вития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
- Палочки (деревянные, пластмас­совые) для выкладывания узоров по образцу.
- Спички с обрезанными головками.
- Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветны­ми нитками на фланелеграфе или на бумаге).
- Семена, мелкие орешки, крупа.
- Бусы, бисер, пуговицы, разноц­ветные кнопки.
- Пластилин.
- Бумага для плетения, складывания.
- Разнообразный природный материал.
- Ручки, фломастеры, карандаши.
 
Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть толь­ко в присутствии взрослых.
    Наша встреча подо­шла к концу, если у вас возникли во­просы, мы будем рады на них ответить. И очень надеемся, что мы смогли вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста. И в том, что только совместными усили­ями мы поможем каждому ребенку ак­тивно развиваться, тренировать руку, хорошо подготовиться к школе.
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: berezka (19.11.2012)
Просмотров: 2418 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

основное меню

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0