Главная » Статьи » Мои статьи

Системность и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

  

  СИСТЕМНОСТЬ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ          ДОШКОЛЬНИКОВ

 

       Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества.

Теодор Рузвельт 

       В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Важной частью нравственного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует развитию эмоционального, бережного отношения к традициям и культуре своего народа, а также сохранению вертикальных семейных связей.

      Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

           О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой  живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.

        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Исходя из этого, данная работа включает целый комплекс задач:

  • - воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,  

            детскому саду, улице, городу;

  • - формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • - воспитание уважения к труду;
  • - развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • - формирование элементарных знаний о правах человека;
  • - расширение представлений  о городах России;
  • - знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
  • - развитие чувства ответственности и гордости  за достижения страны;
  • - формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

        Нравственно-патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

        Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается для ребенка с восхищения тем, что он видит перед собой, чему он удивляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детские воспоминания они играют огромную роль в становлении личности патриота.

        У каждого народа свои сказки, и все они передаются от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие и таким образом, не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

        Немалое значение  для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

        Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему:  

  • природа и мир животных (дома, в детском саду, в родном краю);
  • труд людей,
  • традиции,
  • общественные события и т. д.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

        В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных примерах и фактах из жизни старших членов семьи ( бабушек и дедушек, участников Великой Отечественной войны, их трудовых и фронтовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг». Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

        Продолжением этой работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Планирование данной работы наиболее целесообразно  по следующим темам «Моя семья», «Моя улица, мой дом», «Мой детский сад»,  «Мой край», «Моя страна», «Москва – столица России». Работа по каждой теме должна включать занятия, беседы, игры, экскурсии, по некоторым темам – праздники. Причем,  темы повторяются в каждой группе, изменяется только содержание и объем познавательного материала, длительность и сложность изучения. Основная форма занятий  – тематические.  Важно, чтобы они повышали мыслительную активность детей, этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе  раньше и теперь, счеты  и компьютеры и т.д.)

Рекомендации по планированию материала по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников:

Тематическое планирование  способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей семье, улице, городе, своей стране.

 Все темы логически связаны  между собой  и вместе представляют целостную картину сведений о России.

В основу реализации работы по данной теме заложены следующие принципы:

1. принцип  последовательности

2. принцип  наглядности

3. принцип занимательности

Для ребенка-дошкольника характерна кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное возвращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Каждая тема может быть подкреплена различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовлением коллажей, тематических альбомов, поделок, рисунков). Итоги работы по теме могут быть представлены в виде выставки или во время общих групповых праздников.

 

Категория: Мои статьи | Добавил: berezka (12.02.2021)
Просмотров: 161 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

основное меню

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0